Корзина Вход
Ваша корзина пуста
Вход

Москва

Эксперт в области шин и дисков. С 1997 года.
+7 (495) 380-00-55 , бесплатно из регионов в Москву: 8 800 1001-741
Выбрать
К сожалению Ваш населенный пункт отсутствует в нашей базе.
Выберите, пожалуйста, ближайшее к Вам представительство

Авторевю: прокол? Поставь запаску! Эксперты разбираются в тонкостях езды на докатке

Спустила передняя шина, а в багажнике — докатка, то есть малоразмерное запасное колесо. Поставить ее вместо пробитого колеса — и дело с концом? Не все так просто, и сейчас мы это докажем на примере переднеприводного седана Mazda 6.



Подопытная «шестерка», на которой мы приехали на полигон, щеголяла красивыми литыми колесами с покрышками Bridgestone Turanza RE001 размерности 225/45 R19. Под полом же багажника скромно притаился «костылик» — тоже Bridgestone, но уже размерности 185/55 R16, а на боковине вместо названия модели надпись «Temporary use only» — дескать, только для временного применения. А десятисантиметровый желтый круг с цифрой 80 недвусмысленно указывает на ограничение максимальной скорости движения, но... Индекс скорости у этой докатки — М, что соответствует максималке 130 км/ч. Может, производитель просто перестраховался — и с «костылем» можно себя не ограничивать?


Набор предупреждений, которым стоит следовать непременно!

Попробуем провести Мазду через череду наших маневров — и узнаем. Причем повторим каждый эксперимент трижды: со всеми штатными колесами, с докаткой спереди и с ней же, но переставленной назад.


Стоп, а зачем ее переставлять — мы же решили, что имитируем пробой передней шины? Но на этот счет в той же инструкции к автомобилю есть прямое указание: «Запрещается устанавливать малоразмерное запасное колесо на переднюю ведущую ось автомобиля».


Докатка Мазды размерности 185/55 R16 требует десятисантиметровой пенопластовой проставки в багажнике

Чем обусловлен запрет? Во-первых, докатка аж на 90 мм ниже основного 19-дюймового колеса — а значит, на передней оси «костыль» заставит дифференциал работать интенсивнее, компенсируя разницу угловых скоростей вращения колес разного диаметра. А это — повышенный износ. Во-вторых, что важнее, «предельные» сцепные свойства более узкой докатки наверняка ниже, чем у полноразмерной покрышки, а значит — ущерб активной безопасности!


А вот каков он на деле, сейчас и узнаем.


Разомнемся замерами продольной динамики, хотя едва ли кому-то из вменяемых водителей придет в голову разгоняться в пол с установленной докаткой. Разве что про нее забудут...


Проигрыш невелик: набор 100 км/ч всего на 0,2 с медленнее, а если «костыль» сзади, то, что ожидаемо, это вовсе не влияет на разгон.


А вот экстренное торможение — уже более важный эксперимент.


На всех штатных колесах Mazda завершила остановку со 100 км/ч через 42,4 метра. Это, кстати, многовато, но спишем на грязное в тот день покрытие спецдороги. Нам ведь сейчас важны не абсолютные значения, а их разброс. Меняем одно из задних колес на докатку, и... Тормозной путь не изменился, что немудрено, особенно на переднеприводном автомобиле: и без того сильнее нагруженные передние колеса при резком замедлении принимают на себя чуть ли не весь вес автомобиля, причем чем выше центр тяжести, тем больше будет довесок. Задние колеса, соответственно, разгружаются — и тут наш «костыль» уже напомнил о себе. При сильном замедлении машина начала рыскать, требуя от водителя заметной коррекции рулем. Неприятно, но пока некритично.


Переставляем докатку вперед — и... В момент нажатия на тормоз Мазду буквально бросило в сторону докатки! Если моментально не среагировать, то можно и на обочину вылететь. А поскольку «костыль» у нас слева, то — на левую обочину, попутно пересекая встречный поток! Даже при точной и своевременной коррекции путь до остановки увеличился на четыре метра. В аварийной ситуации такой «дельты» хватит с избытком, чтобы натворить бед.


А получится ли объехать препятствие, если тормоза уже не помогают избежать столкновения? Такую ситуацию моделирует наш фирменный маневр — объезд препятствия, совмещенный с торможением. Скорость подхода — 80 км/ч.


Мазда на четырех штатных колесах уверенно выполняет все тестовые упражнения. Нейтралитет характера в такой конфигурации, обусловлен, не в последнюю очередь, настройкой системы контроля устойчивости

На штатных шинах Mazda надежно прошла по траектории и остановилась через 37,2 м. Докатка вместо заднего левого колеса практически не повлияла на итоговый результат, но есть опасный нюанс: при выходе на «встречную» полосу задняя ось настолько резко срывается в скольжение, что система стабилизации не успевает его нейтрализовать. Чуть прошляпил коррекцию рулем — и контроль упущен.


Докатка на задней оси требует от водителя готовности бороться с заносом при резких маневрах, и это — меньшее из зол

А «костыль» спереди — это уже катастрофа! То снос передка, то неожиданный прыжок в сторону повернутых колес... Даром что я не первый год занимаюсь подобными испытаниями, но удержать автомобиль в пределах размеченных коридоров мне так и не удалось. Пришлось снижать скорость подхода: не сбить ни одного конуса (а вместо них в реальной ситуации могут оказаться и автомобили, и, не дай бог, люди) мне удалось только при 77 км/ч. А поедете быстрее — и обочины вам не избежать!


Более узкое колесо на передней оси в напряженном повороте или при любом резком маневре вызывает повышенную склонность к сносу передка

Нужны ли еще аргументы в пользу того, что всеми упомянутыми предостережениями пренебрегать нельзя? Нам уже не нужны, но, так сказать, для полноты картины проведем еще одно испытание. Оно называется «Поворот» и моделирует ситуацию, когда водитель перед виражом, мягко говоря, ошибся с выбором скорости.


Со всеми штатными колесами Mazda чисто прошла дугу радиусом 35 метров на 72,3 км/ч, а с увеличением скорости начала выскальзывать наружу всеми четырьмя колесами, что, к слову, говорит о добротной проработке управляемости: такая реакция считается самой безопасной. Ставим запаску вперед — и скорость падает до 71,1 км/ч, поскольку машина стала сильно «плужить» передком. Переставляем «костыль» назад — и вот теперь поведение оказалось еще опасней! Машина невероятно «заносчивая» и скользит уже задней осью. Мне так и не удалось удержать ее в повороте на скорости выше 70,5 км/ч.


Хорошо, что конструкция докатки позволяет выполнять резкие маневры без риска «складывания» боковин

Проведем-ка еще и лосиный тест — пожалуй, самый динамичный и показательный из всех наших экстремальных маневров. Докатка сзади и здесь провоцировала резкие заносы на «встречной» полосе, что, по сравнению со штатным состоянием машины, вынудило меня снизить скорость маневра на 2,7 км/ч. Когда же «костыль» оказался спереди, сносы стали ужасающими — мне пришлось снизить скорость уже на 4,3 км/ч!


Теперь понятно, откуда в инструкции взялись рекомендации?


Даже при движении по прямой не превышайте 80 км/ч, причем по спидометру, — значит, реальная скорость будет около 75 км/ч, что оставляет какие-то шансы сохранить контроль над автомобилем при резком маневре. Впрочем, и на прямой машина уже заметно плавает, требуя повышенной концентрации внимания.


Докатка изнашивается гораздо интенсивнее обычной шины — взгляните на состояние протектора после цикла испытаний. При этом все штатные покрышки Мазды остались без заметных следов износа

А чем угрожает «костыль» заднеприводным или полноприводным автомобилям? Здесь неприятных сюрпризов окажется не меньше. При случае проведем испытания и с такими машинами, но в целом рекомендации те же — не более 80 км/ч и желательно лишь до ближайшей шиномонтажной мастерской. Но все же сначала мы намерены узнать, как при таких же испытаниях поведет себя шина run-flat.



Источник: Авторевю