На ступень выше
Одной из наиболее интересных новинок текущего года можно назвать шипованную шину Yokohama iG55, которая вобрала в себя немало инноваций и существенно отличается не только от своей предшественницы, но и от большинства одноклассников.
Прототип новинки журналистам показали еще год назад на том же японском острове Хоккайдо, который славится снежной погодой, и условия на полигоне "T-Mary" вполне можно сравнить с северными дорогами Сибири.
До сегодняшнего времени нельзя было сказать, что шипованные модели были фирменным блюдом компании, зато в сфере фрикционных покрышек компания продвинулась очень далеко – известно, что на японских островах шипы запрещены, поэтому совершенствование нешипованных технологий без преувеличения является там залогом безопасности. Неудивительно, что идея применить в шипованной модели все богатство наработок при создании фрикционных шин в итоге получила реальное воплощение в новой покрышке
Yokohama iG55, где японцы применили гибридный подход. На поверхность протектора они нанесли фирменную водоабсорбирующую резиновую смесь, содержащую множество пустот-пузырьков, которые вбирают скользкий микрослой воды с ледяной поверхности. При этом смесь не пропитывается водой как губка и не увеличивает тем самым неподресоренные массы – вода немедленно эвакуируется из пустот под действием центробежной силы. Одновременно блоки протектора из пористой резины удалось сохранить достаточно жесткими за счет того, что резина не сминается и не "гуляет", поскольку поверхность каждого пузырька, подобно шарику от пинг-понга, имеет жесткую оболочку. Кроме того, открытые пузырьки на поверхности
шины, цепляясь оболочкой за микронеровности льда, создают дополнительный кромочный эффект. Эластичность и прочность смеси придает апельсиновое масло, которое по своему составу близко к натуральному каучуку и хорошо смешивается с ним – это еще одно фирменное ноу-хау, дебютировавшее несколькими годами раньше на летней линейке компании и уже успевшее доказать свою эффективность.
Решение придать в помощь шипам продвинутую резиновую смесь было продиктовано и новыми европейскими нормами, ограничивающими количество шипов. Еще одним шагом в этом направлении стало повышение сцепных свойств самого шипа. Вместо традиционного круглого сердечника теперь крестообразный направленный с большим количеством сцепных кромок. Верхний и нижний фланцы шипа также крестообразные в сечении. Изменилась и форма посадочного отверстия, которое практически повторяет форму шипа и охватывает его очень плотно. Как и у многих одноклассников, протектор iG55 состоит из двух слоев, где нижний выполнен из прочной и жесткой резины – это усиливает конструкцию шины и служит прочным основание для удержания нижнего фланца шипа. Такое пристальное внимание к креплению шипов вызвано двумя причинами. Шина предыдущего поколения
Yokohama iG35 запомнилась потерей изрядной части шипов уже в первом сезоне. Справедливости ради надо сказать, что этим недостатком, как правило, страдали лишь отдельные партии с завода на Филиппинах, где порой тщательно не соблюдались технологические нормы по ошиповке, но репутацию модели этот факт несколько подпортил. К тому же японские шинники несколько лет тревожно наблюдали за русской привычкой давить на газ сразу после шиномонтажа даже на сухом асфальте, не тратя времени на обкатку шипов. Поэтому безопасности ради они решили заодно подстраховаться и сохранить шипы даже при таком варварском обращении.
Рисунок протектора развивает тенденцию, заданную моделью iG35. Центральное ребро выполнено в виде широкой "елочки", где при любом угле поворота руля будут задействованы блоки и ламели, создающие вектор сцепное усилия по линии движения. Вокруг шипа появились выступы, напоминающие многолопастный вентилятор или "крылья мельницы" как их называют сами разработчики – эти детали не дают накапливаться возле шипа снежной крошке и делают его работу эффективнее.
Если внешне шины iG35 и iG55 достаточно схожи, то в поведении новинки на зимней дороги произошла маленькая революция. Прежняя шина демонстрировала резкие и адекватные реакции на руль, но потеря сцепления наступала быстро и неожиданно. Поведения Yokohama iG55 на голову безопаснее – шина хорошо цепляется за любую поверхность, будь то лед, снежный накат или рыхлый снег, быстро реагирует на руль, а главное, потеря сцепления наступает постепенно и прогнозируемо. В качестве точки отсчета на сравнительном тесте японцы выставили шину
Nokian Hakkapeliitta 7, которая, хоть формально и принадлежит к предыдущему поколению данной линейки, все еще считается одной из лучших зимних шин на рынке. Так вот, скажу честно, о доминировании японской шины речь не шла, но фоне скандинавской соперницы iG55 выглядела, скажем так, очень достойно. И теперь я могу со всей ответственностью засвидетельствовать, что если раньше
Yokohama просто пыталась на уровне маркетинга позиционировать себя в высшем сегменте шин, то с этой моделью компания действительно вошла в клуб производителей зимних премиум-моделей.