Корзина Вход
Ваша корзина пуста
Вход

Москва

Эксперт в области шин и дисков. С 1997 года.
+7 (495) 380-00-55 , бесплатно из регионов в Москву: 8 800 1001-741
Выбрать
К сожалению Ваш населенный пункт отсутствует в нашей базе.
Выберите, пожалуйста, ближайшее к Вам представительство

Российский рынок шин 2010 г.: выход на докризисный уровень

В 2010 году российский рынок шин вплотную приблизился к докризисным показателям. По данным компании Goodyear, полученным в ходе ежегодного анализа рынка, рост спроса и восходящая динамика развития автопрома дали повод надеяться, что в этом году они, наконец, будут достигнуты[1].
2008 год был неудачным для производителей шин (снижение объемов выпуска – 12%), 2009-й – практически катастрофой (падение – 26%). Но в 2010 году емкость российского рынка в целом выросла более чем на 45%. Рынок практически приблизился к показателю 2007 года – не дотянул 15%, а производство – и того меньше – 5%. В 2010 году выпуск шин вырос на 30%, до 37 млн штук. Способствовали этому рост спроса и восходящая динамика развития автопрома, который активно поддерживало государство программами утилизации старых авто и льготного автокредитования[2].
График 1. Динамика выпуска шин в России, 2007-2010 гг.
Рост производства шин способствовал увеличению потребления сырья. В 2010 году закупки техуглерода выросли на 53% (порядка 340 тыс. тонн), синтетических каучуков – на 50% (до 565 тыс. тонн). По прогнозам аналитической группы «Хим-Эксперт», в 2011 году потребление СК будет увеличиваться благодаря росту объемов производства шин и РТИ, а также замене более дорогих НК синтетическими каучуками.
Данные DISCOVERY Research Group показали, что совокупный импорт шин в 2010 г. увеличился на 31,9% (до 15,5 млн шин), что в стоимостном выражении превысил предыдущий год на 42,9%. В пятерку основных стран-импортеров вошли Япония, Корея, Франция, США и Германия.
За 12 месяцев 2010 г. из России было экспортировано более 9,5 млн шин, что 12,4 % больше аналогичного периода за 2009 г. В стоимостном выражении это принесло практически на $100 млн больше выручки по сравнению с предыдущим годом (с $558,5 млн в 2009 г. до $654,5 млн в 2010 г.). Основными странами экспорта в 2010 г. стали Финляндия, Франция, Германия и Италия.
Рынок легковых шин
 
В разрезе отдельных продуктовых групп наибольшее увеличение рынка наблюдалось в сегменте легковых шин. По итогам 2010 г. его объем в натуральном выражении
составил более 31 200 тыс. шт.
Производство легковых шин в России в 2010 г. по сравнению с предыдущим годом увеличилось на 45,37% в первом полугодии (с 7805,3 тыс. шт. в 2009 до 11346,5 тыс. шт. в 2010 г.) и на 19,48% во втором полугодии 2010 года (с 11434,1 тыс. шт. до 13661,5 тыс. шт.).
График 2. Производство легковых шин в России, 2009-2010 гг.
Импорт легковых шин в Россию в 2010 г. составил 12316,1 тыс. шт., что говорит о том, что объем продукции, импортируемой иностранным потребителям, вырос на 23,2% по отношению к 2009 году.
График 3. Импорт легковых шин, 2009-2010 гг.
По сравнению с 2009 г., когда объем экспорта легковых шин в РФ составил 2414 тыс.шт., экспортные поставки в 2010 г. выросли на 19,88%  – 7442,8 тысяч шин.
График 4. Экспорт легковых шин, 2009-2010 гг.
Рынок легкогрузовых шин
 
В сегменте шин для легкогрузовой техники, также как и в легковом сегменте, на протяжении всего 2010 года наблюдалось стабильное увеличение. Так, производство легкогрузовых шин по сравнению с предыдущим годом выросло на 18,8% – до 3568,8 тыс. шт.
График 5. Производство легкогрузовых шин, 2009-2010 гг.
В целом объем рынка легкогрузовых шин в прошлом году составил 4064,9 тыс. шт.
Импорт шин для легкогрузового транспорта в 2010 году показывал ежеквартальный рост относительно показателей в 2009 году и  в итоге составил 717,2 тысяч штук.
График 6. Импорт легкогрузовых шин, 2009-2010 гг.
В отличие от экспорта, показатели которого в 2010 г. оказались несколько ниже, чем в 2009 году. В целом экспортные поставки легкогрузовых шин снизились на 36,81%, составив 328,6 тысяч штук.
График 7. Экспорт легкогрузовых шин, 2009-2010 гг.
Рынок грузовых шин
 
Начиная с конца 2009 года, ситуация на рынке грузовых шин в России продолжает восстанавливаться. По данным DISCOVERY Research Group, в 2010 г. было произведено 4853,5 тыс. грузовых шин (для сравнения – производство 2009 г.  составило 4131,0 тыс. шт.).
График 8. Производство грузовых шин в России, 2009-2010 гг.
В целом объем рынка грузовых шин в 2010 г. значительно вырос по отношению к предыдущему году: с 4323,8 тыс. шт. до 6233,9 тыс. Это произошло главным образом за счет импортных поставок. Так, объем импорта в 2010 вырос больше чем на 120%, составив 2126,6 тысяч шин.
График 9. Импорт грузовых шин, 2009-2010 гг.
Совсем другая ситуация наблюдалась в экспорте. В 2010 году объем экспорта грузовых шин ежеквартально снижался, и по итогам четырех кварталов составил 1264,5 тысяч штук, что на 1,07% меньше показателей годичной давности.
График 10. Экспорт грузовых шин, 2009-2010 гг.
 
Прогнозы и перспективы
По итогам января 2011 года российский рынок шин расширился. Это стало возможным благодаря росту объемов потребления покрышек отечественного и зарубежного производства. В частности, в 2,3 раза увеличился выпуск легковых авто относительно аналогичного периода прошлого года и составил 99,7 тыс. штук. Объемы производства грузовых машин и автобусов выросли в 2,8 раза (8 тыс. штук) и пять раз (1,4 тыс. штук), соответственно.
«Мы ожидаем, что динамичный рост рынка 2010 года сохранится и в 2011 году, – отметил директор по продажам ООО «Гудиер Раша» Алексей Платов. – По нашим прогнозам, рынок легковых шин может вырасти примерно на 25-30%. Рост рынка грузовых шин для средних и тяжелых грузовиков ожидается более сдержанный и составит не более 6%, но будет зависеть от ряда факторов».
Интересно, что доля рынка первичной комплектации в общероссийском потреблении шин до сих пор остается незначительной (порядка 13%). Основным каналом реализации покрышек в стране останется вторичный рынок.
Согласно прогнозам аналитиков «Хим-Курьера», цены сырьевых компонентов в ближайшее время будут расти. Это приведет к очередному удорожанию шин. В апреле предполагаемое увеличение стоимости шин отечественного производства относительно марта составит 4-12%. В максимальной степени подорожают грузовые и сельхозшины. Цены на шины зарубежного производства будут выше показателя аналогичного периода прошлого года на 10-30%.
 


[1] Для анализа рынка шин были использованы данные аналитической группы «Хим-Эксперт» и маркетингового агентства DISCOVERYResearchGroup
[2] По данным сайта www.chem-courier.ru