Протектор зимних и летних шин может отличаться не только по количеству и размерам блоков и канавок, но и по структуре. Различают три основных вида протекторов автомобильных шин: ненаправленные, направленные и ассиметричные.
Самый распространенный вид – ненаправленный рисунок протектора шины, так как он считается самым универсальным. Шины с ненаправленным рисунком протектора используются обычно на «бюджетных» моделях, которые пользуются наибольшим потребительским спросом. К плюсам таких автошин можно отнести то, что их свойства не зависят от направления вращения. Именно с такими протекторами чаще всего выходят новые автомобили с конвейеров заводов-изготовителей. Ненаправленный рисунок протектора шины подразделяется на симметричный и ассиметричный.
Первоочередное свойство всех типов шин – это способность быстро и эффективно отводить воду из пятна контакта. Ведь при недостаточном отводе влаги из пятна контакта шины с дорогой может наступить непрогнозируемое скольжение (аквапланирование). Чтобы шины легко справлялись с этой задачей, их протектор снабжают сетью водоотводных канавок. В случае с мокрой дорогой лучше всего получается отводить воду из пятна контакта у шин с направленным рисунком протектора. Чтобы особенность такого рисунка эффективно сработала на дороге необходимо правильно установить протектор шины. От того как установлена шина зависит, будет ли отводиться вода. При правильной установке воду не выталкивает вперед по направлению движения, а выводит через канавки наружу. При неправильной установке – вся вода от краев протектора стекает к его середине, что в разы повышает эффект аквапланирования даже на минимальных скоростях. В зимних моделях шин как, например
Nokian Hakkapeliitta Sport Utility Vehicle 8 для внедорожников, направление рисунка также помогает легко очищаться от снега и мокрой «каши».
Немаловажным для таких автопокрышек является и остаточная глубина протектора. Именно по этой причине в правилах дорожного движения предусмотрены строгие нормативы. Так, для легковых автомобилей правилами определено, что остаточная глубина протектора шины не может быть менее 1,6 мм, а для автобусов - 2 мм. Это цифры для летних моделей, а для зимних вариантов высота протектора шины (глубина) не может быть менее 5 мм. Для сравнения, на новых зимних протекторах зарубежного производства – глубина протектора составляет 9-9,5 мм. Чтобы ваш автомобиль чувствовал себя уверенно на дороге в любое время года необходимо тщательно контролировать состояние шин и при износе вовремя менять их на новые.
В попытке соединить качественные характеристики двух типов протектора производители автошин разработали ассиметричный и направленный ассиметричный рисунок протектора. Если посмотреть на протектор шины, то создается впечатление, что протектор состоит из двух абсолютно разных частей. Таким образом, повышается универсальность шины. Одна ее часть отлично справляется с мокрым покрытием дорожного полотна и оперативно отводит влагу, а вторая обеспечивает эффективные характеристики шины на сухих поверхностях. Примером удачного ассиметричного рисунка является протектор
шины Nokian WR G2, который легко борется с возникновением аквапланирования (вода, слякоть на дороге). Чтобы автовладельцы не ошиблись производителями предусмотрена специальная маркировка, которой снабжается каждый протектор зимних и летних шин. Направление вращения шины указывается стрелкой или значком «Rotation». На ассиметричных моделях обязательно помечается специальными надписями внутренняя и внешняя сторона (Inside и Outside).