Введенная в 2012 году маркировка шин призвана информировать потребителей о определённых эксплуатационных характеристиках при покупке, предоставляя им прозрачную классификацию - подобно классам энергоэффективности (AG) для бытовой техники и зданий. В ближайшее время Европейская комиссия намерена оценить прогресс (или его отсутствие) в снижении энергопотребления этими тремя категориями продукции, которые подпадают под действие Директивы об экодизайне, Регламента об энергетической маркировке и Регламента о маркировке шин и составляют примерно половину всего конечного потребления энергии в ЕС. А пока Европейская ассоциация производителей шин и резины (ETRMA) опубликовала интересный анализ, проведенный аналитиками компании Lizeo, изучившей более 1 000 000 этикеток шин, зафиксированных в Европейском союзе и Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) в период с 2012 по 2023 год.
Выяснилось, что введение маркировки не принесло желаемого результата, поскольку рынок, как правило, отдаёт предпочтение недорогим шинам, невзирая на оценки на евроэтикетке. Неужели причина в недостаточной осведомлённости об этом инструменте? Или в недостатке денег и экономической стабильности? Или недостаточном понимании влияния шин на безопасность и устойчивое развитие? Безусловно, совокупность факторов приводит к тому, что на долю бюджетных шин, согласно исследованию, приходится более 55 процентов общего объема продаж (в сегменте шин для легковых автомобилей - более 70 процентов). Однако, в конечном счёте, сегодня решения о покупке шин по-прежнему основаны на цене или рекомендациях продавцов, и, по данным ETRMA, без адекватных стимулов для покупки высокопроизводительных шин эта ситуация вряд ли изменится.
Маркировка шин была разработана, чтобы помочь потребителям и владельцам автопарков сравнивать безопасность и эффективность шин при покупке. Высокопроизводительные шины могут сократить выбросы CO₂ до 4 миллионов тонн в год и повысить безопасность дорожного движения за счет сокращения тормозного пути до четырех длин автомобиля, обеспечивая тем самым как коллективные, так и индивидуальные преимущества.
«Маркировка шин ЕС призвана направлять выбор в сторону продуктов с лучшими характеристиками. Однако, несмотря на маркировку, наиболее быстрорастущей частью рынка остается сегмент с самыми низкими показателями: бюджетные шины, - говорит генеральный секретарь ETRMA Адам Маккарти. - Это означает, что средней оценкой за сопротивление качению (топливную экономичность) по-прежнему является «D», а за сцепление на мокрой поверхности - «C». Все еще недостаточное количество потребителей осведомлены о маркировке или используют ее при выборе шин. Следующий шаг заключается принятии комплекса взаимодополняющих мер, учитывающих цену, эксплуатационные расходы и стимулы, сохранив при этом простоту и достоверность маркировки».
ETRMA призывает Европейский союз и его государства-члены стимулировать внедрение шин с наилучшими эксплуатационными характеристиками в процессах государственных закупок и с помощью других инструментов, основанных на маркировке. Повышение осведомленности и постоянное использование маркировки будут способствовать развитию инноваций и ускорят переход рынка к шинам с более высокими эксплуатационными характеристиками.