На фоне масштабных изменений в мировой шинной промышленности китайские производители шин ускоряют инвестиции в Камбоджу, что становится одним из наиболее заметных явлений в отрасли. Всего за месяц несколько ведущих шинных компаний Китая объявили о новых проектах или планах расширения своих камбоджийских предприятий, что привело к резкому увеличению производственных мощностей в этой стране Юго-Восточной Азии.
21 ноября компания Zhengdao Tire (бренды Fronway, Grenlander, Ilink, Zmax) завершила подачу заявки на строительство второй очереди своего завода в Камбодже. Этот проект позволит увеличить годовую производственную мощность предприятия до 1,5 миллиона грузовых и 6 миллионов легковых шин. Компания Wanli Tire (Wanli, Sunny, Aptany, Milever) продвигается еще быстрее. 27 октября был успешно запущен первый этап камбоджийского проекта, рассчитанного на производство 6 миллионов легковых шин в год. Чтобы лучше справляться с меняющимися запросами рынка, компания досрочно приступила к реализации второго этапа проекта аналогичного масштаба, а также завершила подачу заявки на проект строительства автоматизированного логистического центра. К июню 2026 года компания планирует достичь общей производственной мощности в 12 миллионов шин ежегодно.
Компания Sailun Tire (бренды Sailun, Blackhawk, RoadX, Rovelo, Maxam) 3 декабря объявила о планах инвестировать 152 миллиона долларов во вторую очередь своего завода в особой камбоджийской провинции Кампот. Срок строительства составляет 12 месяцев, и ожидается, что после выхода на полную производственную мощность этот проект обеспечит китайской компании значительный рост выручки и прибыли. Тем временем в провинции Кампонг Спеу завершающую стадию вступил проект компании Jiangsu Top Tire по созданию производства высокоэффективных цельнолитых шин мощностью 200 000 штук в год.
Интенсивное развитие предприятий китайских компаний напрямую привело к резкому росту производственных мощностей по выпуску шин в Камбодже. Согласно отраслевой статистике, к середине 2025 года годовая производственная мощность Камбоджи по выпуску шин превысила 23 миллиона единиц и, по прогнозам, вырастет до 65 миллионов единиц в 2026 году. Этот рост мощностей также отражается в экспортных данных: за первые девять месяцев 2025 года объем экспорта шин из Камбоджи достиг 970 миллионов долларов, что почти на 60 процентов больше, чем годом ранее, и этот успех полностью обеспечен китайскими компаниями.
Коллективная «привязка» китайских шинных компаний к Камбодже - это не просто стремление к низким затратам, а результат всеобъемлющей и неповторимой системы преимуществ, сформированной тремя ключевыми факторами: тарифами, затратами и политикой размещения, что делает Камбоджу стратегическим центром для глобальной экспансии.
Антидемпинговые и компенсационные пошлины, введенные Соединенными Штатами в отношении китайских шин, достигающие 100,8 процента, являются наиболее прямым стимулом для китайских шинных компаний к расширению за рубежом. Камбоджа пользуется особыми льготами в рамках Генеральной системы преференций США (GSP), и даже если пошлины на некоторые виды шин после корректировки тарифной системы США в октябре 2025 года повысились до 15 процентов, они все равно имеют значительное преимущество по сравнению с карательными пошлинами, введенными в отношении Китая.
Это преимущество привело к реальной конкурентоспособности на рынке. В первом полугодии 2025 года на Таиланд, Вьетнам и Камбоджу приходилось до 41 процента американского импорта шин для легковых автомобилей. При этом Камбоджа, благодаря своим тарифным преимуществам, становится ключевым каналом для китайских шинных компаний, позволяющим избегать торговых рисков и поддерживать конкурентоспособность на экспортном рынке.
Затраты на сырье составляют приблизительно 40 процентов от себестоимости производства шин, а Камбоджа может похвастаться 425 тысячами гектаров каучуковых плантаций, что позволяет китайским производителям шин значительно сократить логистические и закупочные расходы за счет местного производства основного сырья. Одновременно с этим Камбоджа предлагает существенные преимущества в стоимости производства. Так, в 2024 году минимальная месячная заработная плата в стране составляла всего 204 доллара. В сочетании с преимуществами в стоимости земли и энергии это способствует снижению затрат для китайских шинных компаний, поддерживая их долгосрочную конкурентоспособность.
На фоне ужесточения торгового контроля в Таиланде и Вьетнаме из-за чрезмерной концентрации производственных мощностей по выпуску шин, Камбоджа, с ее относительно мягкой политикой, стала для китайских производителей шин «новым голубым океаном» для трансфера своих производственных мощностей. Это уникальное «окно возможностей», в сочетании с политикой камбоджийского правительства, поощряющей иностранные инвестиции, позволяет компаниям из Китая быстро завершить весь процесс от строительства завода до производства, эффективно используя рыночные возможности.
Отметим, что нынешняя стратегия китайских шинных компаний в Камбодже вышла за рамки простых «замены происхождения» или «обхода тарифов». Эта тенденция ясно указывает на то, что Камбоджа станет не только важным центром производства в глобальной цепочке поставок шин, но и постепенно сформирует полноценную промышленную экосистему, охватывающую поставки сырья, производство, техническое обслуживание и логистику экспорта.
В заключение, «камбоджийская лихорадка» среди китайских шинных компаний - это активный и дальновидный глобальный стратегический шаг на фоне меняющейся геополитической обстановки и переформатирования глобальных торговых правил. Она не только открывает новые возможности для расширения китайских производителей шин за рубежом, но и коренным образом меняет карту шинной индустрии в Юго-Восточной Азии и во всем мире.