В минувший вторник Воронежский шинный завод отметил 73-ю годовщину выпуска первой шины. Сейчас это знаменитое промышленное предприятие поставляет свою продукцию для машин, на которых ездит Сергей Шойгу. Об истории ВШЗ на своих страницах поведало издание «Блокнот Воронеж».
5 сентября 1950 года на Воронежском шинном заводе удалось выпустить свою первую продукцию. То есть, этот день стал историческим для промышленного объекта, который затем пережил славную, но, вместе с тем, непростую историю. Первая полученная продукция была первоначально отправлена в советское НИИ шинной промышленности. Специалисты института признали созданное на предприятии пригодным к использованию. С тех пор шинный завод стал работать на массового потребителя. Работает и сейчас.
Шинный завод располагается в микрорайоне Машмет. Расчищать под него территорию начали на улице Ростовской, 41, в 1946 году. Вообще, предприятие начали строить еще раньше, но помешала Великая Отечественная война. После Победы к проекту вернулись и начали усиленными темпами воплощать его в жизнь. Во время работ по расчистке территории нередко находили невзорвавшиеся снаряды, бомбы и мины. Трудились измученные и голодные люди, среди которых преобладали женщины и подростки. Их работа длилась полный рабочий день, а затем они шли в свои тесные полуразрушенные клетушки, где ютилось по 10 человек в одной комнате.
Параллельно со строительством предприятия велась и подготовка персонала. Для этого молодых людей отправляли постигать азы производства шин на Куйбышевский, Кемеровский, Московский, Ленинградский, Ярославский, Одесский, Рижский заводы. Стажерам передавался опыт, как в теории, так и на практике.
В итоге, в 1948 году начали работу шиноремонтная и механическая мастерские. В то же время запустили столярный участок и склад сыпучих материалов. Около будущего предприятия построили дома, где дали квартиры персоналу.
Изначально на предприятии выпускали три модели шин для автомобилей: Я-37 в размере 9.00-20, Я-38 (7.50-20) и И-26 (6.50-20). Сырье поставляли Воронежсинтезкаучук и Ефремовский завод синтетического каучука. Количество брака и некондиции поначалу было довольно большим. Однако в условиях послевоенного дефицита и разрухи шины Воронежского завода разбирались быстро.
Как бы то ни было, но к 1951 году на предприятии трудилось уже 24 бригады, которые состояли из передовых рабочих и делали шины безо всякого брака. Завод заработал репутацию производителя самых лучших шин в стране.
В 50-е и 60-е годы прошлого столетия ВШЗ активно развивался. На нем проходили обучение, а затем и поступали на работу тысячи человек. Шины, выпущенные на предприятии, пользовались все большим спросом.
«Учитывая, что автомобили постоянно совершенствуются, коллектив завода наметил освоить серийное производство шин для самосвалов большой грузоподъёмности БелАЗ-549 и для гоночных автомобилей, - писала о воронежском предприятии в 1969 году газета «Коммуна». - Также на 100 тысяч штук будет увеличен выпуск шин повышенной ходимости типа Р. А, чтобы обязательства более успешно претворялись в жизнь, было намечено повысить квалификацию у 1 670 человек и подготовить 850 новых рабочих».
В 60-е годы продукция завода поставлялась не только в регионы СССР. Ее также экспортировали в такие страны, как Болгария, Куба, Румыния, Венгрия, ГДР, Чехословакия, Египет, Индия. В 1966 году предприятие наградили Орденом Ленина. Кроме того, директор завода Виктор Шерстюк, сборщики Николай Богатырев и Ольга Лелецкая получили звания Героев Социалистического Труда. Предприятие ежегодно совершенствовалось, хоть его и часто упрекали в загрязнении воздуха, тяжелых условиях труда и удаленности от прибрежной части Воронежа.
Изменения для завода начались в середине 80-х годов, с началом «перестройки», на заводе начались изменения. Стали создаваться Советы трудовых коллективов, институты хозяйственного самоуправления, Госприемка. Провозглашенные Горбачевым хозрасчет, самоокупаемость и ускорение были выгодны воронежским шинникам. Их продукция была дефицитным товаром, поэтому многие отечественные автовладельцы считали большой удачей купить товар по государственной цене. Пусть даже не «радиалку», а «диагоналку».
Как бы успешно шинный завод не использовал для себя экономические изменения 80-х, 90-е годы он пережил болезненно. Сотрудникам начали задерживать зарплаты, и часто случалось, что руководство вместо денег предлагало рабочим брать выпущенный ими товар. А после либерализации цен и открытия таможенных границ в Воронеж хлынула продукция из Европы. Шинному заводу было не под силу выдерживать конкуренцию.
«Производство испытывало серьезные трудности. К тому же уровень хищений на заводе заметно вырос. После 1992 года, когда прошла ваучерная приватизация, Воронежский шинный завод стал акционерным обществом (с 1995 г. - АООТ, а затем ОАО «Воронежшина»). Началась эпопея перехода акций из одних рук в другие, - вспоминает доктор экономических наук Вадим Галкин. - Основными акционерами ОАО «Воронежшина» становились то индус Судхир Гупта, то холдинг Amtel-Vredestein, то СИБУР, и, наконец, итальянский бренд Pirelli. Это были непростые для Воронежского шинного завода времена. Новые собственники, покупавшие бизнес, на первом этапе не осознавали масштаб проблем, стоящих перед предприятием. Заводу требовалась фундаментальная модернизация и гигантские инвестиции. В то же время внешние шоки все время дестабилизировали маркетинговую, финансовую и сбытовую политику заводского менеджмента».
С 1998 по 2005 года шинный завод прошел все стадии банкротства. Его исключили из реестра юридических лиц. На базе предприятия создавалась новая компания ОАО «Амтел-Черноземье». Новая организация стала вкладываться в переоборудование производства. Но этим планам помешал экономический кризис 2008 года. Из-за ухудшения рыночной конъюнктуры «Амтел-Черноземье» обанкротилось.
И вот, в начале прошлого десятилетия холдинг СИБУР создал компанию «СИБУР - Русские шины». Организация получила операционный контроль над акциями «Амтела». Через год компания была продана совместному предприятию итальянского производителя шин Pirelli и государственной корпорации «Ростехнологии». В предприятие начались большие вливания денег, и его, по сути, во второй раз восстановили из руин.
Шинный завод - знаковое для Воронежа предприятие. Он был упомянут в одной из песен группы «Сектор Газа». Более того, глава Минобороны РФ Сергей Шойгу пользуется автомобилем Aurus, колеса которого оснащены шинами Pirelli Scorpion, произведенными именно в Воронеже.