Популярный в Беларуси сайт по продаже автомобилей av.by обратился с просьбой прокомментировать обстановку на белорусском рынке шин и поделиться своими прогнозами на будущее к начальнику управления маркетинга ОАО «Белшина» Андрею Канонику.
«Наше производство равномерно работает уже длительное время, если говорить про самые массовые направления - шины для легковых автомобилей и коммерческого транспорта. Повышенный спрос сейчас действительно есть. Мы наблюдаем возросшее количество обращений к «Белшине» и заявок на поставки, - сказал Андрей Каноник. - Причины повышенного спроса понятны: валютная составляющая и неопределённость в том, будут ли представлены в принципе импортные шины на рынке Беларуси и России. Поэтому у наших крупных партнёров начинается работа по заполнению складов в преддверии летнего сезона. Надо понимать, что поток европейских брендов в Беларусь замедлился, а это приличная доля - около 30-40 процентов. Речь про шины «старосветских» марок, производимые в России и поставляемые напрямую из ЕС. Естественно, все начинают смотреть на бюджетный сегмент, а там первое, что приходит на ум, - Belshina».
Отвечая на вопрос, стремится ли «Белшина» занять освободившуюся с учётом приостановки отдельных заводов в РФ нишу за рубежом, когда у «домашнего» потребителя тоже есть повышенный интерес, и хватит ли компании производственных мощностей, Каноник заявил: «Могу сразу и однозначно сказать: нет. Доля «Белшины» на российском рынке составляет 5 процентов, притом, что РФ - и так наш основной торговый партнёр. В прошлом году мы поставили в Россию порядка двух миллионов шин. Наши мощности по этому сегменту загружены фактически на 90 процентов. Одномоментно увеличить и дополнительно дать не можем, что обусловлено нашими возможностями. Даже если обеспечим 100 процентов мощности завода, то это будет лишь капля в море для рынка РФ.
В России, наверное, больше переживают из-за ситуации в горно-обогатительной промышленности, где требуются крупногабаритные шины - как на БелАЗ. Там доля Bridgestone и Michelin уже порядка 80 процентов. Если говорить про массовый сегмент, то лидер российского рынка - компания Nokian Tyres, которая пока работает в штатном режиме. На заводе в Ленинградской области производят 15 миллионов шин. Один бренд Nokian Tyres равен практически всем вместе взятым иностранным производителям».
Отдельно в разговоре с представителем «Белшины» была затронута тема импортных компонентов для белорусских шин. «Натуральный каучук производится в Юго-Восточной Азии: Вьетнаме, Малайзии, Индонезии и так далее. Они никаких санкций не вводили против Беларуси и РФ, - пояснил Каноник. - Плюс ко всему в легковой шине используется преимущественно синтетический каучук, а Россия является одним из основных производителей этого компонента. Вся прочая химия, которая, например, повышает износостойкость шин, - из Китая. Конечно, какие-то логистические цепочки порвались, но не полностью, не так, чтобы завтра остановить наш и другие заводы».
Начальник управления маркетинга ОАО «Белшина» также отметил, что в марте цены на шины белорусского производства увеличились приблизительно на 10 процентов. «Мы ориентированы на внутренний рынок. Чтобы простой человек сильно не почувствовал, резких скачков стоимости делать не планируем, - заверил он. - Всё будет стабильно и понятно - никаких колебаний, а дальше рассчитываем работать в данном ценовом диапазоне. Сырьевую часть, которая зависит от курса валюты, мы компенсируем, но это в пределах 6-7 процентов».