Утилизация и переработка отработанных крупногабаритных шин в Кузбассе, является одной из актуальных проблем. На угольных предприятиях работает большое количество большегрузной техники. Шины не утилизируются, а сваливаются в полях. По экспертным оценкам, ежегодно в Кемеровской области образуется более 45 тысяч тонн старых покрышек. Ученые Кузбасского государственного технического университета имени Т.Ф. Горбачева разработали комплексный подход переработки КГШ, который позволит решить проблему, актуальную для всех угледобывающих регионов, где часто используют большегрузные карьерные самосвалы.
Предлагаемый научной группой КузГТУ способ переработки шин основан на определенной последовательности термических процессов, сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу ВУЗа. Используя его, можно получить ценное сырье.
Для начала резину измельчают в крошку (1-4 мм) и нагревают до температуры 550-700°С. На выходе получают три вещества: топливный газ, многокомпонентную жидкость и твердый остаток. Из жидкости отделяют Д-Лимонен и О-Цимен и печное топливо. Твердый остаток дополнительно нагревают до 1000°С и получают сорбент и газ. Все продукты переработки используют в разных сферах промышленности.
«Выделенные из жидкости Д-Лимонен и О-Цимен очень ценят в парфюмерии и производстве ароматизаторов, - рассказывает заведующий кафедрой теплоэнергетики КузГТУ Александр Богомолов. - Из другого компонента жидкости, печного топлива, получают тепловую энергию, которую можно использовать в технологических процессах. Сорбенты применяют для очистки сточных вод и карьерных вод, а также воздуха. И, конечно же, газ - его в дальнейшем можно отправить на производство водорода или другие задачи. Конечно, за рубежом есть аналоги таких технологий, но они отличаются аппаратурным оформлением, последовательностью стадий и режимами процесса».
По словам исследователей, новизна и уникальность разработки в том, что в результате переработки отработанных КГШ можно получить ассортимент продуктов разной степени ценности. Ученые считают, что они будут конкурентоспособны на рынке ввиду диверсификации выпускаемой продукции по предлагаемой технологии.
К результатам работы исследователей уже проявил интерес индустриальный партнер ВУЗа - холдинговая компания «СДС-Уголь». Авторы работы отметили, что при поддержке предпринимателей через 2-3 года проектирования станет возможным запуск строительства производства по новой технологии переработки шин.
В дальнейшем коллектив ученых КузГТУ планирует провести крупномасштабные исследования каждой из стадий процесса получения востребованных продуктов на рынке и привлечь новых индустриальных партнеров, чтобы определить оптимальные режимные параметры технологии.