Латвия может столкнуться с дефицитом автомобильных шин, сообщает утренняя программа Латвийского радио 4 «Домская площадь», ссылаясь на предупреждения торговцев, которые связывают возможную нехватку с многократно подорожавшими контейнерными перевозками из Китая и общим кризисом автоиндустрии.
Пандемия оказала влияние не только на автоиндустрию, но и на периферийные отрасли. Глава компании Autoriepu nams Оскарс Крампанс считает, что уже совсем скоро латвийские водители могут столкнуться с подорожанием или даже дефицитом автопокрышек. «Уже сейчас наблюдается дефицит популярных шин, - говорит он. - Например, дешёвых покрышек 195/65R15 на латвийском рынке не хватает уже сейчас. При том, что активный сезон использования летних покрышек толком и не начался. Так что есть повод опасаться, что шин нет и они дорогие».
Главной причиной торговец шинами называет резкое подорожание контейнерных перевозок по морю. «Если раньше мы везли один контейнер покрышек из Китая за 1 800 долларов, то сейчас был момент, когда было 11 000 и даже больше! - отмечает Крампанс. - Окей, сейчас цены варьируются от 7 000 до 9 000 долларов... Всё равно дорого! Если включить расходы на перевозку одной китайской шины, то за эти же деньги выходит европейская бюджетная шина. Но и европейских бюджетных шин не хватает. Из-за COVID-19 европейские заводы какое-то время не работали на полную мощность. Некоторые не работают и сейчас. Вот такая ситуация».
Глобальный дефицит автомобильных шин прогнозирует и другой представитель отрасли - глава компании Green Tread Дидзис Залькалнс. «Пока мы сталкиваемся с задержкой контейнеров. Как говорят производители, сейчас порой не найти места на кораблях, - заявил он. - Что касается глобального дефицита, то он будет, так как во всём мире опаздывает доставка. Более того, перевозчики сперва везут те контейнеры, за которые готовы платить дороже. Многие ждут, когда доставка подешевеет. Это значит, мы не получаем шины. Это значит, цены будут расти. Это понятно. Но мы озабочены тем, что делать, чтобы не было такого, что не хватает шин. Для водителей это означает, во-первых, перспективу езды на старых шинах. Во-вторых, их подорожание».
Тем временем в Центре защиты прав потребителей Латвии никаких сигналов о возможном дефиците на рынке автомобильных шин пока не получали. «На данный момент у нас нет таких сигналов и жалоб. Например, на очень долгую доставку покрышек», - сказала представитель центра Санита Гертмане. Между тем, по прогнозам торговцев, рост стоимости покрышек в зависимости от размера и сегмента уже в ближайшее время может составить от 20 до 60 процентов.