Ежегодно в России выбрасывается более миллиона тонн изношенных автопокрышек. Проблема утилизации использованных автомобильных шин с каждым годом становится все актуальнее, а учитывая темп роста количества автомобилей в стране, проблема уже в обозримом будущем грозит обернуться настоящей катастрофой, сообщает журнал «Эксперт». При этом автомобильные шины - ценное сырье для вторичной переработки. Амортизированная шина - это 65-70 процентов резины, 15-25 процентов технического углерода и 10-15 процентов металла, и все это можно использовать для производства продукции бытового и технического назначения.
Московская компания «Орис Пром» является лидером российского рынка вторичной переработки шин. «Изношенные шины - это не мусор, а сырье для вторичной переработки и актуальный бизнес, - считает заместитель генерального директора компании «Орис Пром» Владимир Кощеев. - Еще в 2001 году, на старте, в основе нашей деятельности лежала идея создания новаторского предприятия на территории РФ, способного давать новую жизнь вторичным ресурсам, не вредя окружающей среде».
На производстве установлены две комплектные линии Eldan Recycling для обработки всех типов шин. Переработка позволяет получить несколько видов сырья. Из шин извлекается металлокорд, который проходит очистку от дополнительных примесей и прессуется в брикеты на специальных прессах. Такой доработанный материал имеет статус стопроцентной готовой продукции на рынке вторичных металлов.
Еще одна составляющая - текстильный корд. Он может использоваться при утеплении подвалов, погребов, бетонных перекрытий и т. д. Из текстильного корда «Орис Пром» также производит инновационную полимерную плитку, аналогов которой, как отмечают в компании, на современном рынке строительных материалов и тротуарной плитки в России нет. Она влагоустойчива, не крошится и не ломается от механического воздействия, устойчива к химическим агрессивным средам и способна прослужить не менее 30 лет. Одно из важнейших ее свойств, особенно актуальных в российском климате: плитка не скользит и может выдержать перепады температуры до минус 70 градусов. Компания планирует развивать еще одно направление переработки текстильного корда - для изготовления топлива. Текстиль имеет очень высокую эффективную теплоту сгорания и, следовательно, может быть смешан с другими материалами, чтобы увеличить эффективное значение горения этого материала.
Самый распространенный способ переработки самой резины - получение резиновой крошки и порошка. С точки зрения бизнеса этот путь наиболее эффективен, поскольку, во-первых, он безотходный, а во-вторых, спрос на эту продукцию в России высок. Спектр применения резиновой крошки очень широкий. Она используется в качестве добавки в резиновые смеси, в производстве резино-полимерных композиций, спортивных покрытий, искусственных газонов и детских игровых площадок, при тампонировании нефтяных скважин, изготовлении погонажных изделий. Резиновый порошок добавляют в асфальт. Заводы «Орис Пром» перерабатывают автопокрышки в резиновую крошку и резиновый порошок, предназначенные для сбыта по всей России. Их производственная мощность - до 62 тысяч тонн в год.
Главная проблема в переработке шин - их сбор. Сегодня у любого россиянина есть три пути утилизации отработанных покрышек: отвезти в лес, доставить до точки сбора мусора (но далеко не все компании принимают этот вид отходов), либо отдать старые покрышки в специализированные точки сбора. Последний путь - самый перспективный. Это и экологично, и удобно для последующей переработки.
«Орис Пром» работает в Москве и Московской области, где расположено более ста контейнеров для всех видов использованных шин. Ежедневно там собирается 170 тонн продукции для последующей переработки. Кроме того, предприятие участвует в программе «Мегабак», цель которой - популяризация раздельного сбора мусора (в том числе отработанных шин) и снижение количества полигонов. Весь контейнерный парк «Орис Пром» составляет 1 500 штук.
«Сфера деятельности переработчика определяется максимальным радиусом действия, в котором может работать предприятие. Можно ли заниматься переработкой шин на расстоянии в тысячу километров? Можно, но будет ли это экономически эффективно для компании? Нет. В таких условиях работа строится или на получении прибыли, или на дотациях», - рассуждает Владимир Кощеев.
Что касается дотаций, «Орис Пром» активно использует механизм расширенной ответственности производителя (РОП). Производитель, который получает прибыль, закладывает в себестоимость своей продукции затраты на ее утилизацию. Сумма это небольшая, в случае с шинами - 7 000 рублей за тонну. «Эти средства идут на погашение наших затрат, связанных со сбором, транспортировкой и переработкой, - рассказали в «Орис Пром». - Самое главное, РОП - это не просто бизнес, это миссия, ответственность перед городом и его жителями. Да, можно собирать шины в своем регионе и перерабатывать, но, если вы хотите заниматься этим более профессионально, стремитесь к расширению бизнеса и более динамичному росту прибыли, делать это надо по схеме РОП. Без РОП мы не смогли бы возить шины на расстояние 400 километров. Сейчас мы создаем свою оптимальную структуру перевозок - удобную и экономически эффективную».
В последние годы выручка компании «Орис Пром» стабильно превышает шесть миллиардов рублей в год, чистая прибыль - более 100 миллионов рублей. В компании работает более 500 человек. За последние пять лет объем инвестиций предприятия только в переработку шин составил примерно миллиард рублей. «Если точнее, то 750 миллионов рублей вложено в производство и переработку шин плюс собственные оборотные средства, - рассказали в компании. Дальнейшие затраты, отметил Владимир Кощеев, зависят от того, как будет развиваться рынок: каждое направление переработки требует своих вложений. Не менее значимая инвестиция в бизнес - добросовестность и честность, считают в компании: «Если взялся за дело, доводи его до конца - полностью отвечай за весь процесс, от сбора до обработки. Второе - не обманывать никого. Если сказали, что утилизируем шины бесплатно, - значит бесплатно, и никаких других условий».
Отметим, что Москва и Московская область ежегодно производят 130 тысяч тонн отработанных шин. «В прошлом году мы собрали 37 тысяч тонн, - рассказали в компании «Орис Пром». - В этом году наша цель - 55 тысяч тонн, то есть почти 40 процентов образуемых в Москве и области отходов».