Компания ЛУКОЙЛ разработала новые рецептуры асфальтобетонов с использованием резиновой крошки из отработанных шин, сообщает отраслевой интернет-портал «Строительство.ru». Мониторинг контрольных участков дорог с применением экологичной добавки показал прочность дорожного покрытия. Как позитивные факторы, были также отмечены снижение шума и уменьшение тормозного пути.
Как рассказали в ЛУКОЙЛе, научно-исследовательский центр компании по битумным материалам создал специальную линейку продуктов для получения резиноасфальтобетонов: это резиновые комплексные модификаторы и специальное битумное вяжущее Лукойл Roadliner МВНБ-Р (по СТО 79345251-219-2020). Совместно с дорожниками Нижегородской области ЛУКОЙЛ провела полное сопровождение строительства нескольких контрольных участков осенью 2020 года. Мониторинг участков и лабораторные исследования образцов резиноасфальтобетона, проведенные нынешним летом, подтвердили перспективность технологии.
На контрольных участках не произошло деформации дорожного полотна. Кроме того, добавление резиновых модификаторов позволило снизить уровень шума проезжающего транспорта примерно на 12 децибел и уменьшить тормозной путь автомобилей на 15 процентов. Кстати, для безопасности вождения важен и более темный, чем «традиционное» покрытие, цвет резиноасфальтобетона. Он улучшает контрастность дорожной разметки, особенно в темное время суток.
Партнером пилотного проекта стал один из крупнейших индустриальных потребителей масел и смазок ЛУКОЙЛа - промышленный гигант Кузбассразрезуголь. Он предоставил для переработки использованные шины гигантских карьерных самосвалов.
Резина из переработанных шин, при грамотном подходе, является прекрасным полимерным модификатором. Она может существенно увеличивать долговечность автомобильных дорог, придавая асфальтобетону устойчивость к образованию колеи в жаркое время, стойкость к низкотемпературному растрескиванию и стабильность при динамических нагрузках, т.е. при интенсивном трафике. Однако важно помнить, что резиноасфальтобетон - это многокомпонентная композиция из различных материалов, характеристики которых могут варьироваться. И только правильное сочетание всех параметров дает синергический эффект при взаимодействии резины с битумом и каменными материалами в асфальтобетоне на химическом и физическом уровнях. Поэтому подбор формулы резиноасфальтобетона - это технически сложный, творческий процесс.
НИЦ ЛУКОЙЛа в течение 2020 года провел большую работу по созданию специального битумного вяжущего Лукойл Roadliner МВНБ-Р, которое выполняет не только функции связующего асфальтобетона, но и раскрывает весь потенциал резинового комплексного модификатора.
«Рецептуры нашего комплексного резинового модификатора, четко привязаны к типу исходной покрышки, чистоте и размеру резиновой крошки и её структуре», - рассказала Ульяна Зверева, начальник отдела разработки и постановки на производство битумных материалов компании «ЛЛК-Интернешнл» (дочернего предприятия ПАО ЛУКОЙЛ).
В ЛУКОЙЛе отметили, что текущая марка Лукойл Roadliner МВНБ-Р оптимально подходит для создания резиноасфальтобетонов в центральной полосе России. В ближайшее время компания начнет выпуск специального вяжущего для резиноасфальтобетонов южных и северных регионов нашей страны. Уже этим летом в Западной Сибири будет уложен первый контрольный участок резиноасфальтобетона по рецептуре ЛУКОЙЛа.
«Во многих странах европейского и американского континента «вторичную резину» в качестве полимерной добавки очень активно применяют при устройстве асфальтобетонного покрытия. Даже Беларусь, наш ближайший географический сосед, с 2016 года полностью перешла на резиноасфальтобетоны, отказавшись от применения других полимеров. Инициатива компании ЛУКОЙЛ по использованию автомобильных шин в качестве компонента «дорожной одежды» - отличный пример для развития отечественной дорожной отрасли, комментирует обозреватель интернет-портала «Строительство.ru» Станислав Донин. - По различным оценкам, в России ежегодно выбрасывается до 1 миллиона тонн автомобильных шин, и лишь около 20 процентов использованных шин отправляется на переработку. Исходя из мирового опыта, доля резиновой крошки в резиноасфальтобетонной смеси может достигать 10-15 процентов.
Таким образом, учитывая положительный опыт применения резиноасфальтобетонов, можно не только существенно повысить долговечность дорожной сети, но и также решить одну из экологических проблем».