Nokian Tyres объявила финансовые результаты за 2020 год, в котором компания добилась хорошей производительности в беспрецедентных рыночных условиях. Чистые продажи финского концерна в прошлом году составили 1,314 миллиарда евро, снизившись по сравнению с предыдущим годом на 17,1 процента. При неизменных курсах валют чистые продажи снизились на 13,3 процента. Основные драйверы снижения - распространение коронавирусной инфекции COVID-19, меры по снижению чрезмерно высоких остатков на складах дистрибьюторов в России, мягкая зима 2019/2020 на всех основных рынках концерна. Изменения курсов валют оказали негативное влияние в размере 61,1 миллиона евро.
Скорректированная операционная прибыль Nokian Tyres в 2020 году составила 190,2 миллиона евро, что на 45,6 процента меньше, чем в 2019 году. Снижение произошло из-за снижения объемов продаж, низкого коэффициента загрузки производственных мощностей и негативного влияния изменения курсов валют. Операционная прибыль по МСФО составила 120 миллионов евро (годом ранее - 316,5 миллионов евро).
Чистые продажи направления шин для легковых автомобилей и внедорожников составили 871,3 млн евро, снизившись при неизменных курсах валют на 18,0 процентов. Средняя отпускная цена в 2020 году в сопоставимых валютах снизилась в результате маркетинговых программ, направленных на стимулирование продаж конечным потребителям (sell-out), и снижения продаж зимних шин. В 2020 году доля продаж зимних шин составила 68 процентов (в 2019 году - 71 процент), доля продаж летних шин составила 20 процентов (в 2019-м - 19 процентов), доля продаж всесезонных шин составила 12 процентов (в 2019-м - 10 процентов).
В России уровень остатков летних и зимних шин на складах дистрибьюторов значительно снизился по сравнению с уровнем прошлого года, причем уровень складских остатков низкий как по летнему, так и по зимнему сезонам. Компания достигла целевых показателей по уровню остатков в канале дистрибьюции, поставленных на 2020 год. В отношении зимних шин компания Nokian Tyres превзошла рынок с точки зрения продаж (sell-out), благодаря действиям, направленным одновременно на ограничение продаж зимних шин дистрибьюторам с целью нормализации уровня запасов и поддержку продаж конечным потребителям с помощью различных стимулирующих мер.
Объем производства в штуках в 2020 году снизился на 17,1 процента по сравнению с 2019 годом. Уровень загрузки мощностей был скорректирован в соответствии со спросом в России и Финляндии. Коммерческое производство шин на заводе в США было запущено в первом квартале 2020 года. Наращивание производства на заводе в США шло более медленными темпами, чем планировалось, из-за влияния пандемии COVID-19. В 2020 году 87 процентов (в 2019 году - 85 процентов) легковых шин и шин для внедорожников в штуках были произведены на заводе в России.
Скорректированная операционная прибыль направления шин для легковых автомобилей и внедорожников составила 177,8 миллиона евро (в 2019 году - 308,5 миллиона евро). Снижение было вызвано в основном низкими продажами в России (влияние в размере приблизительно 50 миллионов евро), вспышкой COVID-19 (влияние в размере приблизительно 45 миллионов евро), и низким коэффициентом загрузки производственных мощностей на всех заводах концерна.
Затраты на сырье (евро/кг) в производстве за 2020 год снизились на 12 процентов по сравнению с предыдущим годом под воздействием валютных курсов.
Инвестиции в 2020 году составили 149,9 миллиона евро (в 2019 году - 290,1 миллиона евро). Сумма включает инвестиции в строительство нового завода в США и нового испытательного полигона для шин в Испании, а также производственные инвестиции в направлении грузовых и индустриальных шин. Стратегические проекты концерна в основном идут в соответствии с планом, несмотря на некоторые задержки, вызванные пандемией COVID-19. Запуск коммерческого производства шин на заводе с США состоялся в январе 2020 года. Строительство испытательного полигона в Испании будет завершено в первом полугодии 2021 года. Сумма амортизационных расходов составила 131,1 миллиона евро (в 2019 году - 125,2 миллиона евро).
В 2020 году концерн Nokian Tyres представил несколько новых моделей шин. Примерно 50 процентов инвестиций направления R&D направляются на тестирование шин. Затраты Nokian Tyres на R&D в 2020 году составили 22,7 миллиона евро (в 2019 году - 22,7 миллиона евро; в 2018 году - 20,8 миллиона евро), что составляет 8 процентов от операционных расходов.
В 2020 году пандемия COVID-19 оказала значительное влияние на мировой спрос на автомобили и шины. Во второй половине года наблюдались некоторые признаки улучшения спроса, но в целом этот год был омрачен неопределенностью.
В условиях нестабильной операционной среды компания Nokian Tyres продолжила развивать свои ключевые проекты, включая завод в США, испытательный полигон в Испании и расширение мощностей по производству индустриальных шин, чтобы поддержать долгосрочный рост компании. В краткосрочной перспективе основное внимание уделялось контролю за денежными потоками и затратами.
Концерн Nokian Tyres осуществил мероприятия по повышению ликвидности, увеличив объем денежных средств, их эквивалентов и неиспользованных краткосрочных и долгосрочных кредитных лимитов до 709,6 миллиона евро на 31 декабря 2020 года (на конец 2019 года - 424,3 миллиона евро). В общей сложности 275 миллионов евро кредитов, полученных в первом полугодии 2020 года, были досрочно выплачены в конце года.
В течение года концерн Nokian Tyres продолжил предпринимать необходимые меры предосторожности для обеспечения здоровья и безопасности своих сотрудников с момента распространения COVID-19. К ним относятся соблюдение социальной дистанции, приостановка командировок, переход на удаленную работу, где это возможно, и внедрение практик здравоохранения, рекомендованных различными странами. Кроме того, сотрудникам и руководителям были предложены тренинги и вебинары, чтобы справиться с особыми рабочими обстоятельствами. На всех рынках концерна были определены дополнительные меры для экономии на расходах по заработной плате, в соответствии с уровнем спроса. Топ-менеджмент концерна Nokian Tyres внес свой вклад в экономию расходов на заработную плату за счет сокращения зарплаты в 2020 году в размере месячного оклада.
Показатели эффективности в области охраны труда и техники безопасности продолжают улучшаться: коэффициент частоты травм c потерей трудоспособности (LTIF) в концерне Nokian Tyres снизился с 4,3 до 3,7.
В 2020 году Nokian Tyres стала первой компанией в шинной промышленности, которая получила одобрение своих амбициозных целей в области изменения климата по сокращению выбросов парниковых газов в рамках инициативы Science Based targets initiative. Деятельность по охране труда продолжала показывать позитивные результаты.
Финансовый прогноз на 2020 год был отозван в марте 2020 года из-за вспышки коронавирусной инфекции COVID-19, которая вызвала неопределенность на рынке легковых автомобилей и шин. В Nokian Tyres ожидают, что в 2021 году чистые продажи концерна в сопоставимых валютах и скорректированная операционная прибыль значительно вырастут. Ожидается, что мировой спрос на автомобили и шины будет расти, но пандемия COVID-19 продолжает вызывать неопределенность.