4точки уже сообщали о банкротстве одного из крупнейших шинных заводов Украины компании ОАО «Днепрошина» и начале процедуры ликвидации предприятия, в ходе которой имущество завода будет пущено с молотка. Украинский деловой портал ДеПо поведал о том, как принималось решение о прекращении процедуры санации «Днепрошины».
Как сообщает ДеПо со ссылкой на украинский еженедельник «Деловая столица», решение о прекращении процедуры санации «Днепрошины» стало следствием отказа от участия в ней потенциального инвестора предприятия - компании «ИнтерМикро Дельта Инк», не чуждой бывшему министру угольной промышленности Украины Виктору Тополову.
В феврале нынешнего года комитет кредиторов утвердил эту структуру в роли санатора шинного завода, но уже в июне решил начать переговоры с другими потенциальными претендентами. Одним из них стало днепропетровское ООО «Дилерская компания «Укринвест», близкое к бывшему члену ревизионной комиссии «Днепрошины» Олегу Красноанину.
Однако кредиторы пришли к выводу, что данная компания не имеет потенциала для вывода шинников из кризиса, и ходатайство «Укринвеста» об участии в санации «Днепрошины» было отклонено в конце сентября.
Процесс банкротства «Днепрошины» стартовал еще в августе 2011 года по инициативе Укрсоцбанка, которому предприятие задолжало порядка 34 млн гривен (более 130 млн рублей). А в конце декабря прошлого года был утвержден реестр требований кредиторов к должнику на общую сумму около 500 млн грн. (1,93 млрд рублей). Более половины из нее пришлось на государственный Укрэксимбанк, что позволило данному финучреждению возглавить комитет кредиторов.
В его состав вошли также Райффайзен Банк Аваль («Днепрошина» задолжала ему 142 млн грн.) и инициатор возбуждения дела о банкротстве - Укрсоцбанк. Таким образом, эта тройка, сконцентрировавшая порядка 80% задолженности «Днепрошины», взяла предприятие под свой контроль.
По информации «Деловой столицы», с начала года «ИнтерМикро Дельта Инк», трудоустроив у себя ключевых менеджеров «Днепрошины», наладила поставки на завод каучука и металлокорда из России и Беларуси, а также занялась продажей днепропетровских шин. Поэтому отказ этой компании, которая в августе нынешнего года переехала из Киева в Днепропетровск и зарегистрировалась по адресу «Днепрошины», от участия в санации стало неожиданностью.
Впрочем, есть данные, что «ИнтерМикро Дельта Инк» не планирует отказываться от шинного бизнеса. Она сейчас считается главным фаворитом на выкуп активов завода-должника в ходе ликвидации.
Но рынок прочит «Днепрошине» другого хозяина. «Укрсоцбанк банкротит завод для последующей его продажи сыну действующего президента Александру Януковичу», - утверждает украинский деловой журнал «Эксперт».
На сегодняшний день еще нет определенности, как будет проходить продажа имущества. Ликвидатор «Днепрошины» Василий Кузьменко отказался комментировать дальнейшие перспективы предприятия. Однако, скорее всего, завод будет пущен с молотка единым комплексом.
«Днепрошина» еще со времен СССР была ориентирована на выпуск грузовых шин и большую часть денег зарабатывала на «переобувании» сельхозтехники. После развала Союза, когда количество техники на полях уменьшилось в разы, а крупнейшие потребители днепропетровской продукции («Южмаш», Харьковский тракторный завод и пр.) фактически выпали из рынка, предприятие решило выйти на рынок шин для легковых авто.
Однако на этом поприще «Днепрошина» не достигла больших успехов, а годовые объемы производства соответствующей продукции не превышали 150 тыс. штук в год. Тогда как крупнейший шинный завод Украины - белоцерковское ЗАО «Росава» - выпускало почти в 20 раз больше продукции.
Тем не менее, «Днепрошина» - жизнеспособный объект. До кризиса компания «Днепрошина» продавала продукцию на 500–600 млн гривен ежегодно. По итогам девяти месяцев 2012 года завод реализовал продукции на 220 млн гривен (849 млн рублей). «Это неплохой результат, если учесть, что предприятие работало только полгода» - директор черкасского НИИТЭХИМ Тамара Ковеня. - Предприятие имеет всё, чтобы успешно работать, кроме оборотных средств. Во-первых, у него своя уникальная ниша. Оно производит сельскохозяйственные шины, грузовые, вышло на выпуск легковых. Во-вторых, у завода есть свой научный центр при «Днепрошине», который способен технологически подтянуть предприятие до современного рыночного уровня»
В сравнении с той же «Росавой» «Днепрошина» - более диверсифицированное предприятие, имеющее налаженные экспортные контакты. Предприятие поставляло около 50% продукции за рубеж. Есть даже отгрузка в США.
Судя по всему, банки - кредиторы «Днепрошины» постараются выручить от продажи имущества своего должника по максимуму. Правда, вряд ли им стоит рассчитывать на то, что их требования удовлетворят полностью. Например, в минувшем году шинное предприятие «Амтел-Черноземье» в России, мощности которого превышают днепропетровские более чем втрое, было продано структурам группы Pirelli всего за 80 млн долларов.
Поэтому будет успехом, если целостный имущественный комплекс «Днепрошины» удастся реализовать хотя бы за треть этой суммы.
Новый инвестор «Днепрошины» должен обладать не только финансами. Ему придется добиться от правительства принятия мер по защите внутреннего рынка, ибо сейчас импорт превышает 90%. Объем продаж шин в Украине аналитики оценивают в десять миллионов штук в год. За последние полгода «Днепрошина» произвела, по данным Черкасского НИИТЭХИМ, 66 тыс. сельскохозяйственных шин, 28 тыс. грузовых и 81 тыс. легковых покрышек.