Российские ученые разработали новую технологию, позволяющую снижать интенсивность истирания шин и улучшать при этом коэффициент сцепления с мокрым дорожным покрытием, сообщает сетевое издание «РИА Новости». Инновационная технология производства, представленная объединенной научной группой Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова и Института биохимической физики им. Н.М. Эмануэля РАН, позволяет регулировать процесс галогенирования каучуков и корректировать свойства получаемого материала.
Ученые научились получать каучук с содержанием хлора до 15 процентов, в то время как серийные каучуки содержат около 1,8 процента, а также создавать фторированные каучуки и эластомерные композиции на их основе, обладающие уникальными свойствами. Данные параметры улучшают совместимость галогенсодержащего каучука с другими компонентами резины.
Общепринятая методика галоидной модификации каучука состоит из четырёх этапов: технологической подготовки каучука, подготовки и стабилизации галогенсодержащего модификатора, во время которой через раствор модификатора пропускают газообразный хлор, совмещение модификатора и каучука и, наконец, охлаждения и контроля качественных показателей продукции. Метод, предложенный российскими исследователями, позволяет производить модификацию без использования газообразных галогенов в процессе подготовки модификатора.
«Созданная технология является уникальным перспективным направлением в области получения новых материалов. Она более экологична и менее энергоемка, так как в ней не используются растворители и газообразные летучие галогенсодержащие реагенты, - поясняет один из разработчиков, директор Центра коллективного пользования РЭУ им. Г.В. Плеханова Игорь Михайлов. - Мы также значительно сократили стадийность процесса получения материалов, что снижает себестоимость конечного продукта».
По словам сотрудника лаборатории «Перспективные композиционные материалы и технологии» РЭУ им. Г.В. Плеханова Елены Масталыгиной, благодаря сотрудничеству с НИИ «Резиновой промышленности» и бизнес-партнерами были получены опытные образцы шин на основе новых эластомеров, которые продемонстрировали эксплуатационные характеристики, значительно превышающие характеристики аналогов, представленных сегодня на рынке.
Ученые доказали, что применение в протекторах шин хлорированного бутилкаучука значительно более чем в три раза снижает интенсивность истирания с 0,000171 куб.м/с до 0,000051 куб.м/с, увеличивает динамическую выносливость в два раза и улучшает коэффициент сцепления с мокрым дорожным покрытием на 20 процентов.
Ряд промышленных предприятий уже высказали заинтересованность в применении данного каучука, как альтернативы серийно выпускаемому каучуку таких производителей, как ПАО «Нижнекамскнефтехим», ExxonMobil Chemical и Lanxess. Ученые запатентовали технологию получения фторсодержащих эластомеров, а также подали заявку на патентование способа модификации поверхности эластомера.